Основные правила выживания в сценарной профессии:
1) Без аванса и договора больше 5 стр. заявки не пиши.
2) Не подписывай все, что тебе подсовывают.
3) Пойми, какова реальная стоимость твоей работы. Не стоит себя недооценивать. Переоценивать тоже не стоит.
4) Если чувствуешь, что качество твоей работы повышается, это должно сказываться на гонораре. В противном случае всю жизнь будешь писать серию за 60 штук.
5) Не продавай заявку отдельно или продавай, но знай, что сценарий по ней, возможно, будешь писать не ты.
6) Не подписывай договор, согласно которому права передаются в момент подписания, а гонорар выплачивается после подписания акта приемки-сдачи. До подписания акта может не дойти никогда.
7) Не подписывай договор, в котором выплаты привязаны к началу (а уж тем более - к завершению производства фильма). Ни того, ни другого может никогда не случиться.(исключение - сумма гонорара достаточно велика, а финальные 10% должны заплатить при запуске. Но постарайся этого избежать).
Не передавай права на уже готовый сценарий по договору авторского заказа, ибо писал ты не по заказу.
9) Всегда оговаривай в договоре срок, по истечении которого (при условии, что от продюсера не поступило предложений по доработке, изложенных в письменной форме с точным указанием существа вносимых изменений), сценарий считается принятым. Например, месяц. В противном случае будь готов к тому, что продюсер будет тянуть с выплатой.
10) Наплюй на предыдущие 9 пунктов, если тебе нечего жрать, но помни, что, упав по деньгам однажды, ты можешь уже никогда не подняться.
11) Если ты написал сценарий или заявку, а тебе не платят (или платят, но не все), забери свой сценарий (заявку) и отдай на другую студию.
12) Не доверяйся обещаниям продюсера. Возможно, он говорит правду, но где гарантия, что впоследствии он не забудет о том, что обещал, или его место не займет другой?
13) Никогда не подписывай коллективных договоров (исключение - у тебя один проверенный соавтор, твой верный друг или близкий родственник).
14) Никогда не подписывай договоров, где не указано количества возможных правок, которые ты обязан сделать бесплатно (обычно это число "3").
15) Будь вежлив и доброжелателен с продюсерами и редакторами. Всегда будь готов к компромиссу, но не позволяй, чтобы к тебе относились неуважительно, а к твоей работе пренебрежительно. Если это необходимо, отстаивай свою точку зрения, стараясь, насколько это возможно, избежать конфликта. Никогда не ставь ультиматумы (исключение - "если вы не заплатите мне все, что причитается по договору до такого-то срока, я забираю свой сценарий/заявку/поэпизодник и передаю его на другую студию". Иными словами, в случае разрыва отношений).
16) Прежде, чем подписывать договор, обрати внимание на то, как ты, согласно договору, будешь обозначен в титрах. Если ты автор сценария, ты должен именоваться именно так в начальных и конечных титрах шрифтом, не меньшим, чем продюсер, режиссер и исполнители главных ролей.
17) Никогда не подписывайся под тем, что ты сполна получил деньги за проделанную работу, если это не так. "Заплатим на следующей неделе/завтра/через час" - это не аргумент.
18) Ни в коем случае не берись за поправки до тех пор, пока не получил деньги за первый вариант сценария (разумеется, такая система выплат должна быть прописана в договоре). Обычные аргументы редактора в таких случаях:
а) самый абсурдный: "то, что вы написали, не может считаться первым вариантом сценария: для того, чтобы это стало первым вариантом, нам с вами придется еще попотеть".
Аргументы сценариста, при таком раскладе, могут быть такими: "если вы не принимаете первый вариант, давайте расторгать договор (а для этого нужны веские основания); если вы хотите, чтобы я "потел" дальше, заплатите мне";
б) самый распространенный: "ой, мне так понравилось! лет 7 не читала ничего подобного. есть, конечно, некоторые вещи, которые не мешало бы поправить, но это ерунда. поэтому давайте не будем затягивать с этим делом. В общем, с нетерпением жду от вас исправленный вариант. Деньги? Ну, разумеется, мы вам заплатим. Просто пока мы отправим, пока вы получите - это же время. Давайте не будем его терять".
Аргумент сценариста, при таком раскладе, может быть таким: "я, вообще-то, никуда не тороплюсь. чем быстрее я получу деньги за первый вариант, тем быстрее вы получите второй вариант сценария".
19) Если у тебя есть основания не доверять продюсеру (одним из них может быть, например, то, что ты, отправив сценарий по мылу, делаешь запрос о подтверждении получения, а тебе его тупо не присылают (вместо этого звонят, например), отправляй сценарий, каждая страница которого тобой подписана, по почте с уведомлением. В большинстве договоров это вменяется автору в обязанность, но мало кто относится к этому серьезно. На то и расчет. В противном случае, тебе могут сказать, что ничего не получали, что ты не выполнил условий договора.
20) Если продюсер/редактор в устной форме просит тебя внести существенные поправки в сценарий, не спорь (по возможности ), не записывай то, что тебе говорят, в блокнотик.
Выхода из этой ситуации 2:
а) жульнический: внеси лишь те изменения, которые считаешь действительно необходимыми, а если последует недоуменный вопрос, ответишь: "все остальное пропустил мимо ушей";
б) честный: выслушав продюсерский монолог, вежливо попроси, чтобы все предложения по внесению изменений тебе прислали в письменной форме.
21) Если от тебя сначала последовательно требуют синопсис, затем поэпизодник, утверждают и то и другое, а потом требуют внести в сценарий существенные изменения, которые не согласуются с принятыми синопсисом и поэпизодником, поднимай разговор о дополнительной оплате.
22) Не приступай к работе до тех пор, пока договор, подписанный обеими сторонами, и аванс не окажутся у тебя на руках.
Если вы продаете права на готовый сценарий, пожелания по правкам в письменной форме (думаю, в этом случае их количество может быть существенно меньше 3 ) можно сделать приложением к договору. А если поправки несущественны, их можно сделать прежде, чем договор будет подписан - в этом случае упоминание о правках из текста договора следует исключить. Сценарий нравится. Правки сделаны. Единственная закавыка - режиссер. С его кандидатурой на этом этапе могут не определиться. А у режиссера могут возникнуть собственные пожелания. Выхода, как минимум, 2:
а) отложить подписание договора до того момента, когда режиссер сформулирует свои пожелания;
б) оставить в договоре обязательство сделать одну правку.
Работа на заказ:
1. Вертикальный сериал: идея моя + сам пишу сценарий.
Этап первый. Пишете заявку на вертикальный сериал, отдаете продюсеру. Если заявка заинтересовала, вам заказывают написать пилот.
Этап второй. Оговариваете гонорар а) за пилот, б) за дальнейшие серии (в том случае, если проект удастся продать на канал), какие права (в том случае, если проект удастся продать на канал) остаются у вас. Если продюсер хочет забрать все (включая право на переработку сценария в литературное и другое аудиовизуальное произведение, не соглашаетесь или соглашаетесь, но при условии повышения суммы гонорара или просто так соглашайтесь ).
Третий этап. Тут возможны варианты:
1) берете аванс и пишете пилот без договора (это если вы с продюсером доверяете друг другу);
2) пишете пилот без договора и аванса (если вы хотите подстраховаться);
Четвертый этап. Если проект проходит на канале, заключаете договор на определенное количество серий. Система выплат: аванс/выплата за первый вариант/вторая выплата после всех правок - сразу за все/за каждую серию/за блок из нескольких серий.
Сомневаюсь, что вам удастся оставить за собой права на продолжение. Какой смысл продюсеру раскручивать первый сезон долгоиграющего проекта, если следующий сезон вы запросто можете сделать с другим продюсером? С другой стороны, если продюсера устраивает качество вашей работы, а ваши финансовые запросы не выходят за всем известные рамки, какой смысл менять вас на другого автора? Вы ведь уже в материале.
К тому же, я плохо себе представляю человека, способного в одиночку написать 16-24 серии. Поэтому в договоре должно быть указано, что вы имеете право привлекать к написанию третьих лиц.
2. Работа на "чужих" сериалах:
Тут совсем просто:
1) после принятой заявки на серию - аванс;
2) поэпизодный план (если требуется);
3) после принятия первого варианта сценария - первая выплата;
4) после внесения всех правок - остаток.
Дполнительная информация:
Номер телефона Гильдии сценаристов кино и телевидения России:
(495)2519520.
До недавнего времени был сайт по адресу: http://сценарист.su/
взято: http://forum.screenwriter.ru/showthread.php?t=2843 автор: ув. Афиген/Прокрастинатор.